Показатель 2.2. Использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационные технологии обучения – совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Считаю, что я обладаю информационно-коммуникационной компетентностью, а именно:
- Развиваю собственную профессиональную компетентность в области использования ЦОР по математике в рамках изучения тем школьного курса математики.
- Умею оценивать качество ЦОР с целью их отбора для использования в учебном процессе.
- Разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием ЭОР.(Приложение 10 Конспект урока алгебры в 7 классе на тему «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математическая модель реальных ситуаций»)
- Использую различные методы и формы обучения на уроках математики с применением ЦОР.
- Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ.
Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ – компетенции):
- компьютер и периферийное оборудование;
- программное обеспечение;
- коммуникационные средства (электронная почта, Интернет)
Умею применять в своей профессиональной деятельности следующее (специальные ИКТ – компетенции):
- избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
- имею представление об образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ, осуществить заказ, подписку;
- определить педагогическую целесообразность использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе;
- работать с дистанционными курсами.
Формирование профессиональных компетенций в области ИКТ – это формирование умения использовать в работе информационную систему электронного документооборота и автоматизации управления основной деятельностью образовательного учреждения. и регулярно использовать ИКТ в образовательном процессе.
Умею применять в профессиональной деятельности (профессиональные ИКТ – компетенции):
- инструменты организации обучения на уроке (демонстрации, практикумы);
- инструменты – компьютерные аналоги организации урока: электронный журнал, учёт статистики успеваемости школьников («1С:Хронограф Школа 3.0", «Дневник.ру»);
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики невозможно без компьютера. В нашей школе материально-техническое обеспечение компьютерами не высоко, для проведения уроков с использованием компьютера приходится переходить в компьютерный класс, заранее записавшись в график работы, а в кабинете нет классной доски, что существенно затрудняет использование ИКТ на уроках математики. Хотя мне совершенно понятно, что компьютер позволяет усилить мотивацию учения:
- путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);
- путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);
- используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:
- развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;
- эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;
- расширять объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;
- разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;
- осуществлять индивидуальный подход в обучении;
- проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;
- повышать качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы;
- обеспечивать гибкость управления учебным процессом;
- повышать интерес ребёнка к изучению предмета математики и к учению в целом.
С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:
- При объяснении нового материала;
- При закреплении и повторении изученного;
- При итоговом контроле.
В настоящее время отдельные программы мне очень импонируют, и я использую их как при подготовке к урокам, так и при их проведении:
-электронное издание (ЭИ) "Математика 5-11" (Приложение 11 Конспект урока алгебры в 7 классе на тему «Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными»)
-Tests.exe (Приложение 12 Конспект урока алгебры в 9 классе на тему «График квадратичной функции»)
-Устный счет. Математика 5 класс
-математический конструктор
Наиболее часто используемые мною Интернет- ресурсы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
- Образовательные ресурсы Интернета- Математика http://www.alleng.ru/edu/math1.htm
- Учительский портал http://nsportal.ru/
- Открытый банк заданий ЕГЭ по математике http://mathege.ru/
- Преподавание планиметрии в школьном курсе http://rudocs.exdat.com/docs/index-80487.html
- Автоматизированное рабочее место учителя математики http://arm-math.rkc-74.ru/p86aa1.html
- edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов
- fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.
- window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
- orenport.ru - "Региональный образовательный портал Оренбуржья" - Педагогическое сообщество Оренбуржья
Участвую в общественной жизни школы, села, района. Разрабатываю мультимедийные тематические презентации для школы, сельской администрации, сельского клуба.
№ |
Название презентации |
1 |
«Наследие» |
2 |
«Мы выбираем здоровье» |
3 |
«Зеленорощинская сельская администрация» |
4 |
«Танцевальная группа «Чулпан»» |
5 |
«Родная школа» |
6 |
«Годы и судьбы» |
7 |
«Этнокультурное образование и воспитание» |
8 |
«Электронное портфолио учителя» |
9 |
«Индивидуализация процесса обучения» |
10 |
«Виды села Кутучево» |
11 |
«День пожилых людей» |
12 |
«День Победы» |